Блог Вячеслава Лютова (lyutov70) wrote,
Блог Вячеслава Лютова
lyutov70

Categories:

Исторические путевые заметки: Усть-Багаряк, Зотино

      Продолжаю свое маленькое-большое путешествие. Может быть, накануне Дня России стоило написать что-нибудь более патетическое, масштабно-восторженное. Но... будет обычное село, ничего особенного, за тем лишь исключением, что вот из таких "неособенностей" Россия и состоит. Да, и для себя лично - наконец-то добрался до своих любимых речек: Синара и Багаряк.



      УСТЬ-БАГАРЯК

      
Синарские излучины

      
С Синарой мне довелось познакомиться еще в юности, когда приехал учительствовать в небольшое село на севере области. Зимой эта речка – лишь небольшой ручеек, который после моста или переката сразу прячется под ледяную корку. Летом речка бежит, извиваясь и словно переключая скорости: то медленно по илистой равнине, то ускоряясь между камней.
      
К ней не так просто подойти – часто берега заболочены, покрыты боярышником или густым тростником. Поэтому «люди здесь редки и в одиночку». Вниз по течению берега становятся все круче, с множеством камней, скалистым выходом известняка. Река словно рисует узор, извивается змейкой – от излучины к излучине – и несет свои воды к Тоболу.

      На берегу у священной воды

      
Тайну названия реки Синара вряд ли удастся разгадать (как и речки Санарка, что на триста километров южнее, в районе Пласта). Предполагают, что название финно-угорское и с языка коми переводится как «ключевая родниковая река».

Река Синара

      
Между тем, человечество знало о Синаре еще задолго до коми. В. Поздеев считает, что по этой реке проходил древнейший караванный путь с востока на запад. С многоводной сибирской равнины, с Тобола по Синаре «волочили» грузы к водораздельному и невысокому хребту Теплые горы, что в районе современных Каслей и Снежинска. А затем, перевалив через него, спускались по Нязе и Уфе уже в бассейн реки Камы.
      
Кстати, в XVIII веке заводские рудознатцы не раз натыкались на остатки древних городищ, уже разработанные рудники и даже остатки домен.

      
Багарякские городища

      
Сразу после Великой Отечественной войны, в 1947 году, Владимир Павлович Бирюков открыл на реке Багаряк, левом притоке Синары, такое городище. В ходе раскопок были обнаружены остатки бревенчатого укрепленного жилища, обмазанные глиной. С трех сторон в скале были вырублены водоотводы, найдены следы древней керамики.
      
Позднее было открыто Дальнее Багарякское городище с полукруглым выступом, похожим на бастион – образчик древней фортификации. В культурном слое VI–V вв. до н. э. нашли обломки сосудов, «пряслицы», каменные отбойники, абразивы, грузила для сетей, штампы для орнаментов. Были «металлургические» находки: фрагменты тиглей, льячек, воздуходувных сопел, медных литников и форм для отливок.
      
Тайный народ, «подземный», как о нем пишет Павел Бажов, получил название «иткульцев» (есть на севере области озеро Иткуль). Следы иткульской культуры будут повсюду: по Синаре и Багаряку, на озерах Сунгуль, Синара, Касли, Иртяш.

      
Уральская Мещера

      
Здешние земли хранят не только тайну древних иткульцев. Совсем недавно, всего лишь век назад, здесь «потерялся» еще один народ.
      
Междуречье Синары и Багаряка – самый настоящий, исконный мишарский куст. Единого мнения о происхождении мишарей нет, но самым распространенным является предположение, что они восходят к «отюреченному» финскому племени мещеряков, что жило в районе Оби, в Казанском ханстве, рядом с мордвой и чувашами. 
      
История Мещеры, удивительно красивого края, описанного К. Паустовским, драматична по-своему. Во времена Ивана Грозного, взявшего Казань, началось их «крещение». «Мещеряки, что крестились, вошли в состав русского народа, - пишет краевед Александр Моисеев. - А оставшиеся мусульманами — в татарский, выделяясь среди казанцев как мишари». 
      
«При переселении в Башкирию они арендовали земли у башкир, - свидетельствует И.Ф. Бларамберг, который в 1840-х годах служил в руководстве Оренбургского края. - Но поскольку во время частых мятежей последних в XVIII столетии остались верными правительству, их освободили от арендной платы. Корона передала им арендованную землю в собственность…»

      
Реконструкция быта

      
Весь Багарякский куст вышел «не таким». Как рассказывает А. Моисеев, по внешнему виду мишари похожи на казанских татар, хотя обычаями и характером ближе к башкирам, но более образованны и крепки в вере. Мишари рано оставили кочевой образ жизни, осели, обзавелись хозяйством. Мещеряцкие деревни, как правило, хорошо обустроены, они чище и удобнее.
      
«Мещеряки — мусульмане, а потому многоженцы. Едят конину, но кумыс не пьют, предпочитая чай с медом. Похоронный обряд отличается от татарского и башкирского. Хоронят тоже в день смерти, но закапывают «в стоячем положении». В могилу кладут прут, детям — хлеб и молоко, женщинам — рукоделие…»
      
Еще одним языческим отзвуком была и древняя сакрализация камня.

        Махади-Таш 

      Самый известный на Южном Урале священный камень – Махади-Таш – находится всего в двух километрах от Усть-Багаряка, на излучине Синары, у большой поляны. Правда, чудес он совершает немного: например, в засушливые дни помогает с дождем.

Священный камень Махади-таш

      
О святом Махади говорят, что он происходил из татар-мишар, хотя и не знают: существовал ли он реально. Зато легенда красивая. В один из жарких солнечных дней Махади спустился с небес на камень у реки и совершил обряд омовения. А на камне остались следы его босых ног и отпечаток кумгана – молитвенного кувшина с узким горлышком и длинным носом.
      
Со временем следы на камне расплылись и потеряли форму, хотя и по-прежнему угадываются. Также по-прежнему, как рассказывают в Усть-Багаряке, святой камень приносит долгожданный дождь…

      
Село как село

      
На реке Синаре Усть-Багаряк – самое крупное село. Оно словно обнимает петляющую реку, которая здесь становится широкой и даже расходится на рукава, по обоим берегам.
      
Село обычное, с привычным крестьянским укладом; здесь нет чувства «оставленности», как в Новобурино или Береговом, подсобных хозяйствах закрытых городов. Хотя брошенные дома есть – как и везде: люди уезжают за лучшей жизнью.
      
Раскрасить обыденную сельскую жизнь сложно, но можно. В Усть-Багаряке, например, есть «вышитый дом», который не спутаешь ни с одним другим и о котором много говорили в новостях - дом Алсу Гатиатуллиной. Цветные панно в виде экзотических птиц и дельфинов на его стенах выполнены из… крышек от пластиковых бутылок, которые крепятся к фасаду маленькими гвоздиками. Кстати, в селе знают, что крышки от «полторашек» выбрасывать никак нельзя – их нужно нести хозяйке вышитого дома.

      
Школа в Нижней

      
Сердцем любого села всегда была школа. Удивительное дело, но несмотря на трехсотлетнюю историю Усть-Багаряка, именно школы здесь не было очень долго. Первая школа появилась лишь в 1922 году, да и то по соседству – в деревне Нижняя. Ее организовал Жамалый Камалов, о котором усть-багарякцы вспоминают с теплом. Десять лет потребовалось директору, чтобы школа стала семилетней. Единственная во всей округе, она принимала детей из окрестных деревень.
      
Судьба основателя Нижнедеревенской школы затеряется в ворохе репрессий – в 1937 году Ж. Камалова арестовали, как врага народа.
      
В самом Усть-Багаряке школу построят дважды. Первый раз – в начале 1950-х годов; второй – уже на излете советской эпохи, в 1983 году. Как говорится, с современным просторным трехэтажным зданием успели вовремя…

      
Мост Эльзы

      
В новостных лентах уральские села – нечастые гости. Современный Усть-Багаряк, к примеру, отличился тем, что здесь впервые стали устанавливать на вышках видеокамеры противопожарного наблюдения за лесами. Еще Усть-Багаряк отличился тем, что здесь, на границе трех областей, появилось свое «народное ополчение» - дружина, вооруженная в основном дубинками, - чтобы хоть как-то остановить кражи скота заезжими ворами.
      
Но, пожалуй, главное, что удалось сделать за последние годы, - это выстроить новый мост через Синару. Его открывали под Новый 2010 год всем селом – с непременным Дедом Морозом, Снегурочкой, музыкой вперемежку со снегом, с горячим чаем и домашней выпечкой.

Мост в Усть-Багаряке

      
Новый мост сразу окрестили «мостом Эльзы» - по имени главы сельской администрации Эльзы Газизовой. Именно она вместе с ветеранами села «продавила» средства на строительство моста у губернатора области Петра Сумина, занималась с проектировщиками и подрядчиками.
      
Эльзе Рахимовне уважения не занимать. Коренная усть-багарячка, она преподавала историю в школе, затем два десятилетия жизни посвятила обустройству родного села – например, привела в порядок зал бракосочетания, ввела премию, пусть и небольшую – в тысячу рублей – за рождение ребенка; объединила в общую сеть 11 сельских клубов и шесть библиотек; добилась выделения средств на ремонт межпоселковых дорог – а было время, когда приходилось запрещать по ним возить детей в школу. Да и непутевых земляков тоже воспитывать приходится – чуть ли не на правах муллы, заставляя давать обещание исправиться не просто так, а на Коране.
      
Так что новый именной мост в Усть-Багаряке вполне оправдан…

      
ЗОТИНО

      
Красная река

      
В междуречье Синары и Багаряка есть особая граница: здесь кончается Средний Урал и начинается Южный. Меняют свой образ леса: суровый северный колорит сменяется теплыми и просторными красками. Особенно хорошо это видно по трассе Екатеринбург – Челябинск. Между двумя мостами даже температура отличается на несколько градусов.
      
Багаряк – река удивительная, чисто уральская. Весной – шумная, полноводная, с перекатами и быстрым течением. К осени, обмелев, становится нежной, спокойной и позволяет перейти себя вброд. Вода у нее чистая, прозрачная, с красноватым оттенком и «привкусом» меди – почвы здесь такие.

Река Багаряк

      
Медь у Багаряка в корне. Древнее слово «багар» встречалось и у славян, и у курдов, и у древних ариев – и обозначало «красную медь», «огонь, тлеющий в золе». Багаряк так и переводят – плавильная, рудная, медная река. Чем дальше вверх по течению, тем больше «металлургических» артефактов. Что ж, для древней рудознатной иткульской культуры это закономерно.

      
Вверх по течению

      
Между Усть-Багаряком и самим Багаряком, двумя крупными старинными селами, на берегу реки расположилось село Зотино, мало чем примечательное сегодня. Но исторически – это одно из первых русских поселений Багарякской слободы, которое появилось в самом начале XVIII века. Его основал государственный крестьянин по фамилии Зотин. А уже через столетие село насчитывало почти тысячу жителей.

      
Зотинская пещера

      
Зотин, кстати, поселился на месте, обжитом еще в глубокой древности. Рядом с селом на левом берегу реки под нависшей скалой была обнаружена пещера, состоящая из двух гротов. Она была обитаема еще в каменном веке – как минимум, здесь нашли каменные орудия, черепки, наконечники стрел.
      
Попасть в Зотинскую пещеру не так просто, особенно летом. С берега проход закрыт скалой, подобраться можно лишь на лодке или вплавь. Поэтому опытные спелеологи предпочитают бывать здесь зимой, в январе-феврале, когда лед крепок. Кстати, Зотинская пещера считается самой крупной пещерой в системе карстового района реки Багаряк. Вдобавок – одной из самых низкорасположенных на Урале: чуть больше 120 метров над уровнем моря.

Зотинская пещера




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments