Блог Вячеслава Лютова (lyutov70) wrote,
Блог Вячеслава Лютова
lyutov70

Categories:

Исторические путевые заметки: Иткуль (часть вторая)

Продолжаю свое маленькое большое путешествие. Быть на Иткуле и не увидеть Шайтан-камня, не прикоснуться к его легендам - значит, "пройти мимо Урала". Поступаю по закону жанра - самое "вкусное" напоследок...

К Шайтан-камню

Иткуль по праву считается одним из самых живописных озер Южного Урала. Где-то медленное и пологое с песчаным берегом, где-то суровое, с отвесными скалами, высокими обрывами и каменными мысами, оно неизбежно притягивает, завораживает, как когда-то Павла Бажова:

«И над всем этим – густой настой горного соснового бора и неуловимая мелодия музыки вершин… высунувшаяся из воды серая громада Шайтан-камня в игре светотеней и блеске водной равнины кажется согретой. Как будто старый Шайтан только что окунулся каменным лицом в воду, по-стариковски добродушно усмехается и говорит: «Ай-яй, тепло. Старым костям хорошо…»

Именно этот горный останец в воде недалеко от берега и удивляет путешественника.

иткуль открытка

Озеро Иткуль, открытка

Злой дух на добром озере

Об Иткуле и Шайтан-камне ходит много загадочных сказаний. Есть, к примеру, аллегория о двух братьях-духах: один творил добро, другой – зло. «Первый, желая доказать свою правоту, обратился в чудесное озеро, в котором отражался небесный закон. Второй в ответ обернулся черным камнем посреди его вод, и всем приходящим к озеру бросался в глаза именно этот камень, а не отражение неба».

У башкир своя легенда. «Рассказывают, что когда-то в этих местах жил могущественный колдун, который в страхе держал весь народ. И как-то раз этот колдун взял к себе в обучение молодую девушку и влюбился в нее. Что только колдун ни делал, но девушка на его чары не подавалась. Тогда чародей превратил ее в озеро, да такое красивое, что сам не смог наглядеться на него – так и застыл каменной скалой в озере. С тех пор, если какая-нибудь девушка шла купаться возле этой скалы, то колдун затягивал ее к себе и больше ее никто не мог отыскать…»

Шайтан камень на Иткуле

Шайтан-камень

Сакральный характер Шайтан-камня служил основой ритуальных обрядов для местных племен. Так, если лето было дождливым и пасмурным, на Шайтан-Камне резали белого барана, после чего на небе показывалось солнце. Если же царила засуха - убивали черного барана в надежде на долгожданный дождь.

Прячась от Полоза

Кстати, насчет утопленниц… Шайтан-камень действительно погубил немало людей на своем веку. Тем, кому удавалось выбраться из водоворотов, рассказывали, что чувствовали, как сквозь тело проходит невидимая змейка, сковывая движения, опутывая и затягивая в глубину.

У этой «змейки» есть имя. Местные башкиры называют ее Аджарха (кстати, иранское слово, которое означает змею, дракона; отсюда и хребет Аджигардак в Ашинском районе). В уральских преданиях – это знаменитый Полоз, хозяин золотых жил и россыпей.

Павел Бажов рассказывает историю любви башкирского охотника Айлыпа и дочери всемогущего Полоза по имени Золотой волос. Несколько раз пытались они сбежать от него, но Полоз успевал ухватить дочь за золотую косу. Помог юноше старый филин, сказал приметку: «Побегай, погляди по озерам и увидишь, — в одном посередке камень тычком стоит вроде горки… Кто с золотом доберется до этого камня, тому ход откроется вниз, под озеро. Тут уж Полозу не взять…»

Так влюбленные и поступили – добрались до камня, открылся он перед ними и спрятал под озером. «С той поры на заплесках озера золото и появилось. И все, слышь-ко, чешуйкой да ниточкой. Откуда ему тут, золоту, быть? Вот и сказывают, что из золотой косы Полозовой дочки натянуло…»

На горе Карабайке

Магия места неизбежно рождает сакральные смыслы. Вот и гора Карабайка – самая высокая вокруг Иткуля – из того числа.

Ее название восходит к мужскому имени Карабай, где кара – «черный», бай – «богач», «господин». Но лучше переводить буквально: «богатая черным». Суть в том, что она состоит углистых сланцев, имеющих черный цвет.

Говорят, что каждую весну иткульские башкиры поднимались на вершину – «ближе к богу солнца», - чтобы принести в жертву белую лошадь. Считали, что и богу самому удобнее спуститься на самую высокую гору в округе, чтобы отведать мясо. Надеялись, что после этого лошади будут жирными и их не возьмет никакой мор.

Карабайка

На вершине горы Карабайки

Михаил Фонотов, пересказавший эту легенду, и сам забирался на вершину, но следов жертвоприношений не нашел. Не оправдывались и надежды путешественников, что с горы им откроются волнующие просторы, бесконечное небо и чистая гладь озера – увы, среди черных валунов густо росли березки и сосны, а Иткуль сквозь густую листву едва-едва угадывался. Так что, как говорится, никаких панорамных фотографий…

Человек здесь лишний

Возможно, это и к лучшему, памятуя о желании человека «украсить собой» и без того прекрасные виды. Зато Карабайка целиком отдана природе и лесным жителям.

Леонид Сабанеев подробно рассказывал, кто обитал на Карабайке столетие назад. Так, на горе были медвежьи берлоги и водились черно-бурые лисицы, редкие на Южном Урале. Но со временем они перебрались в более глухие места. Зато в большом количестве по всему Каслинскому Уралу паслись дикие козы – косули. На Карабайке у них вообще был «зимний сбор» - подальше от глубоких снегов заводских дач. Кроме того, вершина черной горы была знаменита гнездами беркутов, а подножие – барсучьими норами, гнездами цапли и черного аиста.

пятнистый олень

Пятнистый олень

Варварская охота и наступление по всем фронтам цивилизации оставляют лесным обитателям мало шансов. Правда, в качестве «компенсации» не так давно появилась на Иткуле оленья ферма – и теперь пятнистых оленей, которые занесены в Красную книгу, можно случайно встретить на лесных и проселочных дорогах…

Сорок осокорей

Еще одна удивительная встреча ожидает на иткульской дамбе – той самой, которую когда-то начал строить Акинфий Демидов, но, рассорившись с башкирами, бросил вместе с заводскими стенами. Кстати, эти стены в три метра высотой, сложенные из каменных плит, еще можно было увидеть в начале 1990-х годов, пока их не разобрали по своим участкам снежинские садоводы.

У этой разрушенной дамбы растут двухсотлетние тополя со стволами в три обхвата – осокори. Такой разновидности тополей на Урале нет. Рассказывают, что Демидов привез их из Нижегородской губернии специально для укрепления дамбы. Осокори растут по берегам рек, а своими разветвленными корнями у поверхности почвы не дают грунту размываться.

Всего было посажено сорок осокорей. А осталось лишь шесть. Большая их часть была уничтожена во время башкирского восстания, другие не перенесли сурового уральского климата и испытания временем…

сорок осокорей

Осокари

Сынрянская юрта и французский платок

Удивительному озеру должна «сопутствовать» и удивительная сельская история. На поверку так и выходит: благодаря жителям Даутово и Иткуля сформировалась и сохранилась самобытная культура и не менее интересная история.

В городском музее Верхнего Уфалея есть настоящая сынрянская юрта, которая когда-то стояла на берегу Иткуля. «Сынрянцы довели ее до совершенства, - пишет М. Фонотов. - Башкирский кочевой шедевр. Ничего лишнего. И все - со значением. Если колыбель, то на черемуховом пруте. Если оборка на платье, то не просто украшение, а еще и «информация»: чем меньше оборок, тем больше детей. Все имеет свой смысл: от орнамента до цвета. Кстати, у сынрянцев цвет радости - черный, а цвет траура – белый…»

Еще один неожиданный момент: жительницы иткульских деревень традиционно носят… французские классические платки и французские монеты в яге, нагрудном украшении – в память о том, что семь иткульцев участвовали в Отечественной войне 1812 года и дошли до Парижа.

Революционное подорожье

В начале ХХ века Даутово и Иткуль, чья история идет рука об руку, не были затерянными селами – благо, стояли на большой конной дороге из Екатеринбурга в Касли. По ней, к примеру, «пришло» книжное просвещение – в Иткуле появилась одна из старейших в округе библиотек. К слову, изба-читальня была организована на средства знаменитого Флорентия Павленкова, мецената, издателя серии народных биографий известных людей. Была на берегах священного озера и своя мечеть, которую уже в годы советской власти переоборудовали под клуб…

иткульская мечеть

Мечеть в Иткуле

По этой конной дороге пришла и революция. «По иткульским деревням с боями проходили то белые, то красные, - пишут историки. - Жители запомнили бесчинства и тех, и других: как правило, войска были голодными и, заходя в аулы, требовали у местных жителей продукты питания, отбирая все. Одежду, лошадей, упряжь изъяли ещё в начале Гражданской войны. Иткульчане, избегая побоев, скрывались в лесу. Отсюда, из леса, им пришлось наблюдать и за кровопролитным сражением между красными и белыми летом 1919 года…

Жизнь советская

Новое время вышло не слишком удачным для двух сел. В 1930 году появились первые колхозы – прежним вольным рыбакам и охотникам вменялось выращивать рожь, пшеницу, лен, табак на землях, не слишком пригодных для этого. Понятно, что дело не пошло.

Много лучше вышло с рыболовецким колхозом, который успешно снабжал карасём, окунем, чебаком, щукой, лещом. Рассказывают, что сетями за одну тоню – за раз – вытягивали свыше трех тонн рыбы. А в 1950-х годах с Ладоги завезли сига.

Еще раз жизнь иткульцев поменяется в 1955 году, когда рядом, буквально в двух шагах, появится богатый и закрытый «сосед» - Челябинск-70, Снежинск. Решением правительства часть земель по соседству с деревней отдали новому предприятию,  колхоз ликвидировали, озеро определили питьевым источником для закрытого города, а деревни Даутово и Иткуль административно подчинили Верхнему Уфалею…

Село Даутово

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments