Блог Вячеслава Лютова (lyutov70) wrote,
Блог Вячеслава Лютова
lyutov70

Categories:

Когда в Кыштым прибыл первый поезд?

Сегодня в Кыштыме будет краеведческая встреча на вокзале, а у меня попасть не получится. https://vk.com/kyshtym_place (фото взяты отсюда же)
Кстати, на вопрос: когда первый поезд прибыл в Кыштым - многие затрудняются ответить. По такому случаю мы с Олегом Вепревым решили прояснить ситуацию, с помощью музея ЮУЖД



КОГДА В КЫШТЫМ ПРИБЫЛ ПЕРВЫЙ ПОЕЗД
(по выпискам из Пермского архива, музей ЮУЖД)

Большой российский железнодорожный прорыв, изменивший страну в целом и Урал в частности, рождался достаточно сложно. Сказывалась косность мышления – железная дорога по-прежнему казалась, как сказал бы А.Н. Радищев, «чудищем обло, озорно, стозевно и лаяй». Даже большинство правительственных чиновников в конце 1870-х годов считали, что Урал и Сибирь еще долгое время могут довольствоваться гужевым и водным транспортом, а потому нечего и «огород городить».

Лишь в эпоху Александра III дело сдвинется с места. Император в сердцах писал: «Уже сколько отчетов генерал-губернаторов Сибири я читал, и я должен с грустью, со стыдом сознаться, что правительством до сих пор почти ничего не сделано для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края. А пора, давно пора!»  Это стало последней каплей. Железная дорога потянулась через Уральский хребет. В 1878 году первый поезд прибыл в Екатеринбург, в 1890 году - в Златоуст, в августе 1892 – в Челябинск.

Датой прибытия первого поезда в Кыштым часто называют 15 октября 1896 года. Это правильно и неправильно одновременно. В музее ЮУЖД сохранились выписки из архивных дел, связанных со строительством железнодорожной ветки Екатеринбург – Челябинск. Они проясняют вопрос с приходом в Кыштым первого поезда.

«Постройка линии Екатеринбург – Челябинск была разрешена Положением Соединенного присутствия Комитета Сибирской ж/д и Департамента Государственной экономии от 7 мая 1894 года. Срок окончания постройки был определен к 1 января 1897 года. Дорога строилась непосредственным распоряжением казны с подчинением ревизионному надзору Государственного контроля».

«В течение лета 1894 года были произведены окончательные изыскания, на основании которых был составлен проект и план постройки дороги, а также составлена расценочная ведомость».

В августе 1894 года с инспекционной поездкой на Урал выехал сам министр путей сообщения Аполлон Константинович Кривошеин – для участия в начале работ по закладке соединительной ветви Челябинск-Екатеринбург. Здесь тоже было не все гладко. Долго не могли определиться: по какому склону Уральского хребта – Западному или Восточному – ее пустить. Вариант через Нязепетровск сразу на Бердяуш не нравился ни кыштымским заводчикам, ни челябинским купцам; к тому же был сложным в техническом исполнении: горы, скалы, тоннели, мосты. Куда более привлекательно выглядел путь через Северский, Полевской, Уфалейский и Кыштымский заводы.

Прежде чем принять окончательное решение, А.П. Кривошеин предложил созвать всех «заинтересованных заводчиков на общее собрание, в котором владельцы даже отдаленных от линии заводов /укажут на свою/ предпочтительность…» Когда именно произошло собрание заводчиков, установить трудно, но то, что оно было, несомненно. В итоге выбор был сделан в пользу Челябинска. Проект железнодорожного пути от Екатеринбурга через Кыштым на Челябинск будет утвержден С.Ю. Витте. Руководителем строительства будет назначен К.Я. Михайловский.

«Осенью 1894 года было приступлено к работам по заготовке материалов по всей линии и осенью же начаты земляные работы от Челябинска. На всей линии к производству работ приступили весной 1895 года. 6 сентября 1895 года была начата укладка пути, а окончена 12 ноября 1895 года.  К зиме дорога была вчерне окончена, и с 1 декабря 1895 года было открыто временное движение с перевозкой пассажиров и частных грузов».


Этот факт с небольшой задержкой был отмечен в 4 номере «Екатеринбургской недели» за 1896 год под заголовком «Первый пассажирский из Екатеринбурга».

«Начало декабря 1895 года. Станция Екатеринбург. На перроне железнодорожные чиновники, купцы, нарядно одетые дамы, военные. Оживление на вокзале – отходит первый поезд на Челябинск… Декабрь 1895 года. Станция Челябинск. Некоторая кучка людей собралась на платформе в ожидании первого поезда по вновь открытой для «правильного» движения ветви от Екатеринбурга. Не видно особого оживления, ни говора. Все так, как будто ничего нового не предвидится. Между тем до прибытия поезда остались последние минуты. Невольно западает в душу уныние, эдакая подушная апатия к этому поистине животрепещущему вопросу… Челябинцы, мир вам! Спите тем сладким сном, от которого никто и ничего не пробудит…»

Это дает совершенно четкий ответ, что первый поезд прибыл в Кыштым в декабре 1895 года.

Другой разговор, что новая дорога работала вчерне, в тестовом режиме. В архивных выписках указано, что лишь «в сентябре 1896 года дорога была освидетельствована особою комиссией, которая признала ее вполне оконченной. Правильное движение на дороге было открыто 15 октября 1896 года».

Эта дата и стала официальной датой начала регулярного сообщения между Екатеринбургом и Челябинском. Вот только поезд, пришедший 15 октября на станцию Кыштым, был уже далеко не первым…


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments